Улигеры в работах Хомонова

абай гэсэр

Гэсэр на боевом коне

Характеристике эхирит-булагатского «Гэсэра» с привлечением широкого сравнительного материала посвящено исследование М. П. Хомонова «Бурятский героический эпос «Гэсэр». Автор приводит обзор литературы, посвященной Гэсэриаде, и разные точки зрения по поводу происхождения «Гэсэра». В работе получил обоснование вывод о единстве происхождения версий Гэсэриады, корни которых уходят в общемонгольскую фольклорную общность.

М. П. Хомонов раскрывает структурное, сюжетное, идейно-художественное своеобразие имегеновского варианта «Гэсэра», обусловленное особенностями исторических условий развития эхирит-булагатских племен, давно оторвавшихся от общей этнической основы.

Интересны наблюдения и выводы исследователя о мифическом характере образа Гэсэра, об отражении в улигере архаических представлений, древних форм семейно-брачных отношений. Автор анализирует изобразительно-художественные средства и особенности поэтического языка данного эпического памятника.

Эхирит-булагатский «Гэсэр» изучается в трудах С. Ш. Чагдурова, в которых рассматриваются проблемы происхождения Гэсэриады, особенности ее поэтической структуры, эпического стихосложения. Таким образом, основная направленность большинства работ заключалась в разработке кардинальных проблем генезиса и развития бурятского героического эпоса в целом.

По мере развития бурятской фольклористики появилась целесообразность выдвижения проблем частного характера. Это дает возможность изучить материал более детально, вглубь, основываясь на достигнутом в изучении бурятских улигеров.

Характерна в этом отношении работа Е. Н. Кузьминой «Женские образы в бурятском героическом эпосе», где выявляются генетические истоки женских образов и их эволюция в эпосе. Автор исследует функционирование женских образов в улигерах и выделяет основные типы героинь (прародительница, дева-воительница, дева-покровительница, дева-воскресительница, земные сестры богатырей). В работе дан анализ системы художественных средств в изображении женских персонажей, из которых выделяются в качестве основных: «портрет, поступки и действия героинь, отношение второстепенных действующих лиц эпоса к главным героям, речевая характеристика».

Существенными представляются полная систематизация материала, выявление основных типов сюжетов и образов в историческом развитии, анализ законов сюжетообразования и становления образной системы рассматриваемого цикла улигеров.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: