Усложнение сюжета в улигерах

Унгинские эпические повествования о сватовстве богатыря в целом опираются на традиционную основу, но разрабатывают эту тему на качественно новом уровне. Наблюдается отход от мифологизма, исчезают зооморфные персонажи — покровители, проступают черты более реалистического изображения явлений.

Раздвижение сюжетных рамок происходит за счет введения разных мотивов, чаще сказочного характера, что обогащает повествовательную канву, занимательность сюжета. Заметно также «появление социального мотива, отражающего отношения угнетения и зависимости героя от властителя…». Все эти черты становятся характерными и для более поздних текстов эхирит-булагатских улигеров.

Усложнение сюжетной структуры происходит не только за счет увеличения числа боевых походов богатыря, но и посредством объединения отдельных сказаний вокруг одного центра по линии родства героев. Постепенно формируется эпопея со сложным сюжетом, с чертами генеалогической циклизации, например, как в улигере «Осодор Мэргэн». Смена одного поколения другим происходит и в улигере «Еренсей».

В одних случаях улигеры, объединенные в единый цикл, сохраняют некоторую сюжетную самостоятельность, при этом повествование о старшем герое имеет несколько иное сюжетное оформление, чем сказания о героях-сыновьях. В связи с развитием темы кровной мести (сын мстит врагу за убитого отца и восстанавливает справедливость) происходит сращение составных элементов в рамках единого сюжетного цикла.

Герой из улигера «Алсудар Мэргэн», как и Еренсей, предстает в преклонном возрасте и мечтает о наследнике и защитнике. Когда Алсудар Мэргэн погибает в столкновении с противником, спасают отца сыновья, родившиеся после его смерти. Здесь нет конфликта между матерью и сыновьями, защитниками интересов отца. Но отдаленный отголосок противоборства между ними можно усмотреть в сцене, где сыновья пытают мать (ошпаривают руки кипятком), чтобы узнать причину гибели отца. Сыновья побеждают виновника в смерти отца — Гал Дулмэ хана, и улигер заканчивается возвращением сыновей с воскресшим отцом в родной дом.

Более поздние записи улигеров данного типа (со сменой поколений) представляют собой сравнительно небольшие по объему произведения. Сокращение объема эпических повествований проявляется, главным образом, не в сокращении числа эпизодов, сюжетных ходов (хотя и это наблюдается), а в уменьшении описательности, детализации событий, действий, сокращения эпических формул, клише. Кроме того, отдельные моменты в них получают сказочную интерпретацию, вводятся новые понятия, мотивы, наблюдается модификация архаичных мотивов. В улигере «Тонкошеий Гулдэмей» («Нарин хузуун Гулдэмей») конфликтную ситуацию создает дядя героя. Враждебно настроенный к племяннику, он доносит хану, что Нарин Хузун Гулдэмей хочет занять его престол.

Хан отправляет героя воевать с Тухэрэн Богдо ханом. Начало улигера напоминает сюжетную ситуацию улигера «Аламжи Мэргэн», где дядья посылают племянника на битву с врагом, а в данном улигере они добиваются того же с помощью хана. Богатырь идет сражаться не один, а берет с собой дядю и трех баторов. Сначала они бьются с воинами противника. Смелость и мужество героя контрастирует с трусостью дяди, который во время сражения прячется за тремя холмами. Данный мотив напоминает сцену из «Абай Гэсэра», где Хара Сотон, увидев войско, со страху превращается в столб.

Повествование о героях двух поколений представляет собой и улигер «Десятилетний Алтан Шагай хубун».

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: