Улигеры в работах Уланова и Шаракшиновой

В монографическом исследовании А. И. Уланова «К характеристике бурятского героического эпоса» впервые подробно анализируется мифологическая основа бурятских улигеров. Автор стремится рассматривать улигерное творчество в динамике, вскрывает в эпосе разновременные пласты от самых древних до позднейших и выдвигает свой вариант классификации бурятских улигеров (эхирит-булагатские, унгинские и хоринские), который утвердился в бурятском эпосоведении как наиболее приемлемый.

На основе большого фактического материала он раскрывает специфику каждой из выделенных групп. Представляет интерес выделение А. И. Улановым отдельных этапов в развитии эпического творчества эхирит-булагатов. Наиболее древние элементы, из которых сложились эхирит-булагатские улигеры, автор связывает с идеологией материнского рода. Формирование и развитие рассматриваемого эпоса он относит к доскотоводческому периоду, к эпохе борьбы материнского рода с отцовским (середина и вторая половина I тысячелетия).

Следующий этап он датирует проникновением в состав эхирит-булагатского эпоса Гэсэриады в связи с приходом в Прибайкалье некоторых родов и племен из Монголии (XI—XIII века). Третий этап развития данной традиции, по мнению автора, связан с переходом эхиритов и булагатов к скотоводству (ХIII—XVI века).

Другой труд А. И. Уланова «Бурятский героический зпос», продолжающий и углубляющий прежние его идеи, посвящен анализу исторических предпосылок становления эпоса, отражению хозяйственной деятельности, древних представлений и общественных сторон жизни бурят. Как составная часть бурятского героического эпоса, эхирит-булагатские улигеры получают освещение и под этим углом зрения. В других работах А. И. Уланова исследуются проблемы исполнения улигеров, особенности фольклорного метода изображения, композиционная структура эпических памятников.

А. И. Уланов, выделяя стадиальные группы (эхирит-булагатские, унгинские, хоринские) с учетом этнорегиональных признаков, отмечает, что «роды у бурят во многом перемешаны, живут в разных местах вокруг Байкала. Перекочевки части родов происходили нередко из-за различных столкновений как внутри рода, так вне его. Поэтому… когда говорим эхирит-булагатские, то имеем в виду территорию долины Куды, севернее побережье Байкала, верховье Лены, населенные булагатами, эхиритами, хоринцами и некоторыми родами, пришедшими во втором тысячелетии. Эта территория характерна сохранением ее аборигенами патриархальных родовых отношений вплоть до позднейшего времени».

«Бурятский фольклор» Н. О. Шаракшиновой знакомит читателей с жанрами устного народного творчества бурят. В разделе «Эпос — улигер» дается краткая общая характеристика эпического творчества эхирит-булагатов.

В работах по бурятскому героическому эпосу Н. О. Шаракшинова рассматривает эхирит-булагатские, унгинские и хоринские улигеры со стороны отражения в них социальных и бытовых сторон жизни народа, его идеологии, эстетических воззрений.

Специальные разделы посвящены характеристике центральных образов, идейного содержания, композиции, поэтического языка, стиля, художественно-изобразительных средств. В работе представлены сюжеты наиболее типичных улигеров эхирит-булагатской, унгинской и хоринской групп и отмечена близость сюжетов и мотивов эхирит-булагатских улигеров к хоринским. Исследователь предполагает, что улигеры обеих групп создавались на основе одной эпической традиции в сходных условиях общественной жизни.

Фактологическим материалом в разработке генетических проблем служат главным образом эхирит-булагатские улигеры. В определении времени зарождения бурятского эпоса автор следует за Б. Я. Владимирцовым, относившим этот процесс у монголов к XII—XIII векам. Прослеживая отражение в эпических памятниках различных общественных формаций, Н. О. Шаракшинова приходит к заключению, что улигеры сложились в эпоху разложения первобытно-общинного строя, в пору героической борьбы народа с иноземными захватчиками в XII—XIV столетиях.

Значительные расхождения в датировке зарождения бурятского эпоса обусловлены не только сложностью самой проблемы, но и разным подходом к решению данного вопроса. Если А. И. Уланов преимущественное внимание обращает на выявление генетических истоков улигеров, то Н. О. Шаракшинова акцентирует внимание на времени формирования улигеров с богатырской героикой.

Специфические черты эхирит-булагатской версии «Гэсэра» рассматриваются в работе Н. О. Шаракшиновой «Героический эпос о Гэсэре». В ней различные национальные тексты «Гэсэра» (бурятские, монгольские, тибетские) рассматриваются как самобытные версии: «Каждый народ создавал свою версию в соответствии с конкретно-историческими условиями его развития». В книге представлен научный перевод улигера «Абай Гэсэр хубун» (вариант сказителя Маншута Имегенова). По мнению автора, данный вариант «Гэсэра» совершенно самобытен, сюжет его носит индивидуальные черты.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: