Сюжеты эхирит-булагатских улигеров

Бурятский героический эпос прошел длительный путь становления и развития. Сюжеты улигеров представляют собой по структуре полистадиальные образования. В них в сложном переплетении, синтезе находятся разновременные пласты, мотивы, совмещаются разные уровни сознания.

Как эпос относительно архаического типа эхирит-булагатские улигеры, называемые в эпосоведческой литературе «богатырской сказкой», «мифологическим» или «догосударственным» эпосом, выражают идеалы первобытно-родовой, догосударственной стадии жизни бурят.

Народное представление о героическом проявляется в сюжетах о подвигах, в которых получают разработку две центральные темы: героическое сватовство и борьба с противниками в образе чудовищ или иноплеменников. В свою очередь улигеры о сватовстве различаются между собой функциональной ролью в сюжете эпического богатыря и его сестры. В одних сказаниях героическое сватовство совершает сестра погибшего богатыря, в других — сам герой.

С выдвижением на передний край улигерного действия подвигов самого богатыря развивается тема борьбы с чудовищами (мангадхаями) и иноземными захватчиками. Нередко в эпических произведениях обе эти темы находятся в переплетении. Постепенно брачная тематика оттесняется воинской на второй сюжетный план и начинает свертываться. В поздних записях повествований наблюдается иногда полное отсутствие семейно-брачной сюжетной линии.

Эхирит-булагатские улигеры характеризуются наличием значительного пласта архаики, к которым можно отнести сюжет о сестре, добывающей брату воскресительницу, мотива побратимства с животными-покровителями и борьбы с чудовищем-поглотителем, явления оборотничества, матриархальные образы, охотничий уклад и т. д. Присутствуют здесь и реалии позднего времени (якутский тракт, соборы, караульные, почтовые повозки), не имеющие, однако, сюжетообразующего значения.

Следует отметить, что установление стадиальной ступени эхирит-булагатских, унгинских и хоринских улигеров основано на учете всей традиции в целом, а не отдельных элементов. Тезис о преобладании в унгинских и хоринских эпосах поздних качеств не отрицает наличия в них и более ранних черт. В свою очередь, эхирит-булагатские улигеры в процессе эволюции приобретают некоторые черты более развитых унгинских и хоринских эпических сказаний.

Сюжетный состав эхирит-булагатского эпоса показывает, что он не представляет собой однородного явления. Внутри этой эпической группы прослеживается определенная преемственность в развитии сюжетных структур. В ней видны сдвиги в сюжете, процесс трансформации и переосмысления ранней эпической традиции в ходе изменяющейся действительности.

Сопоставление сюжетов улигеров обнаруживает следы влияния стадиально развитого «Абай Гэсэр хубуна» на более простые сюжетно-повествовательные системы. Систематизация материала с учетом соотношения в улигере «брачной» и «воинской» тематик, функциональной роли в сюжете брата и сестры (мужчины и женщины), особенностей сюжетосложения (сюжеты о героях одного, двух и трех поколений) позволяет выделить в эхирит-булагатской эпике отдельные сюжетно-повествовательные типы.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: