Сватовство героя в улигере

Следующий сюжетно-повествовательный тип улигеров повествует о героическом сватовстве богатыря и его борьбе с противниками. Он основывается на традиционном сюжетном стержне: вступление, сборы и выезд героя из дома, дорожные приключения, брачные испытания, возвращение. Роль сестры в улигере как добывательницы суженой-воскресительницы сведена на нет, поэтому опущен эпизод смерти героя, служащий завязкой улигерного действия. Богатырь выезжает за пределы своей территории с целью найти себе невесту.

Содержание улигеров данного типа знакомит нас с различным оформлением сюжетных звеньев в каждом конкретном повествовании. Оперируя традиционным материалом, сказители по-своему конструируют менее или более архаичные сюжетные мотивы. Интересно проследить, какое содержание получают отдельные звенья, составляющие односоставную типовую конструкцию, в исполнении одного сказителя.

Это улигеры «Бухэ Хара хубун», «Ошор Богдо», «Хурин Алтай» сказителя Маншуда Эмегенова. Во вступительной части «Бухэ Хара хубуна» описывается сошествие героя на землю для уничтожения мангадхаев. Начало улигера испытало влияние «Абай Гэсэр хубуна», в котором дана более обстоятельная мотивировка появления зла на земле. В данном же сказании только вкратце упоминается об этом. Миссия Буху Хара как спасителя народа от бедствий, заявленная в зачине, не получает развития в процессе повествования. Герой побеждает старуху, мангадхаев, олицетворяющих враждебные силы и препятствия на пути достижения цели — женитьбы.

В улигерах «Ошор Богдо», «Хурин Алтай» подобное вступление отсутствует, здесь действие начинается с поездки героев за сужеными. Такая усеченность объясняется тем, что эти повествования представляют собой продолжение сказания о Гэсэре. Все три улигера образуют единый цикл, объединены по генеалогической линии: Ошор Богдо — сын Гэсэра, а Хурин Алтай — внук.

Рассмотрение «Ошор Богдо» и «Хурин Алтай» отдельно от первой части (сказания о Гэсэре) оправдано их сюжетной самостоятельностью, своеобразием их структуры. Это самостоятельные эпические сказания, позднее примкнувшие к сказанию о Гэсэре.

Поездка богатыря за суженой начинается во всех рассматриваемых улигерах с обращения героя к книге судеб с целью узнать имя той, которая предназначена ему в жены, и место ее пребывания. Узнав, кто его суженая и где ее искать, герой готовится к поездке. В сборы входят призывание коня, пасущегося вместе с дикими маралами, седлание его, облачение в одежду, приготовление боевого оружия. Ошор Богдо и Хурин Алтай сами отправляются за конями. Сцена ловли коня содержит древний мотив превращения героев в травинки, чтобы незаметно подкрасться к коню. Знакомство с богатырским конем происходит в форме испытания силы и ловкости героя. Убедившись, что всадник сильнее его, конь становится послушным. Богатырского коня, одежду, снаряжение герои получают от небожителей, поскольку они сами небесного происхождения.

Следующее сюжетное звено — повествование о поездке героя с преодолением препятствий в пути. Буху Хара хубун сражается с многоголовыми мангадхаями, сталкивается со старухой, отравляющей путников ядовитым чаем. После этих столкновений он преодолевает долину, кишащую змеями, гору, где есть целебная вода. Этой водой герой исцеляет больных и оживляет мертвых. Ошор Богдо не сталкивается в пути с мангадхаями, но преодолевает другие препятствия: глухую чащу, долину со змеями, лягушками, туманное ядовитое море, зной, высокую гору с живой водой. Он братается с силачом Мэлеэн Бухэ.

Дорожные происшествия в «Хурин Алтае» составляют в основном столкновения с многоголовыми мангадхаями и зоо-антропоморфными старухами. Герой оживляет живой водой богатыря Шураг Тайжи и братается с ним, затем переходит через высокую скалу. Мотив побратимства с животными, будущими помощниками в брачных испытаниях, в рассматриваемых группах улигеров исчезает. Животные-побратимы превращаются в побратимов-богатырей, приходящих в нужный момент к ним на помощь.

Брачные испытания приобретают характер проверки личных качеств жениха, хотя герой может обращаться и к помощи своих покровителей. Так, брачное состязание в улигере «Буху Хара хубун» проходит в форме борьбы героя с соперниками-силачами. Одолеть соперников герою помогают зооморфные помощники, собаки, быки, волки и кукушка. Окончательно утвердить первенство герою удается с помощью небожителей.

Хурин Алтай добывает перо птицы Хан Хэрдиг, вступает в битву со змеем, в которой терпит поражение, после чего его оживляет собака-побратим. Здесь, как видим, традиционный мотив смерти и воскрешения героя перед женитьбой сохранился, но перешел в цикл брачных испытаний. Хурин Алтаю приходится побеждать соперников в натягивании лука, одолевать мангадхаев в борьбе.

В улигере «Ошор Богдо» герой утверждает свое право на женитьбу несколько иным способом. Испытание проходят, кроме Ошор Богдо, еще шестеро женихов. Будущий тесть отправляет женихов на охоту. Шестеро молодцев оставляют Ошор Богдо (принявшего облик старца) охранять огонь, а сами идут охотиться. Герой убивает козу, а те возвращаются без добычи. Ошор Богдо отдает им козлятину. Мясо козы оказывается отравленным, и тесть заболевает, но потроха козы, доставленные Ошор Богдо, оказывают целебное воздействие на больного.

Второй раз тесть отправляет женихов за похитителем ханских жеребят. Шестеро молодцев засыпают, а Ошор Богдо подкарауливает и стреляет в похитителя — 300-голового мангадхая. Затем он снимает с тел соперников по полоске кожи. Смысл этого действия становится ясным из содержания «Шонходоя Мэргэна», представляющего собой поздний образец улигера в прозе, в котором получили контаминацию сказочные и улигерные мотивы. Полоски кожи оказались нужны герою как вещественное доказательство злодейства соперников и бесспорности его успехов в преодолении состязательных задач (соперники сталкивают героя в яму).

Мотивы испытания, выражающие идею торжества справедливости, победы жениха, изменившего свой подлинный облик, слабо выраженные в «Ошор Богдо», характерны для сказочных сюжетов. Брачное испытание в «Ошор Богдо» свидетельствует о заимствовании улигерами сказочных мотивов в переработанном виде согласно эпической традиции (снята сцена злодеяния и последующего разоблачения виновников).

Третье испытание героя проходит в форме борьбы героя с мангадхаем, врагом будущего тестя. Оно включает поиски места хранения и поимку души противника и ее последующее уничтожение.

В сюжет «Хурин Алтая» введены дополнительные эпизоды борьбы героя с мангадхаями, с похитителем жены. Улигер замыкает рассказ Санхан Гохон о жизни и делах Гэсэра. Это эпическое сказание представляет собой следующую ступень эволюции структуры сюжета, в котором повествование расширяется за счет введения новых сюжетных ходов. Дополнительные эпизоды, развивающие тему борьбы с чудовищами, обычно предшествуют эпизодам сватовства или следуют за ними. Причиной вступления в борьбу героя с чудовищами и враждебными иноплеменниками является угон его скота или похищение жены.

Герой улигера «Болод Хурай хубун» выезжает на осмотр своих стад и табунов. Этому предшествуют традиционные сборы богатыря: призывание коня, облачение в одежду, прием волшебной пищи. Прибыв на место, он обнаруживает пропажу скота. Из бумаги узнает, что скот угнал Тэбши Мэргэн, и едет к нему. Последний встречает героя огнем. Болод Хурай тушит пожар, вызвав «кровавый дождь с каменным градом». Далее противники борются, стреляются и, наконец, ловят друг у друга «души». Герой побеждает противника, поймав его душу, принявшую вид яиц. Затем следует эпизод расправы героя с женой противника и младенцем, которого не способна поразить стрела.

Первая часть улигера заканчивается описанием возвращения героя с победой, вторую часть составляет рассказ о поездке героя за суженой. Она состоит из реализации традиционных мотивов добычи пера птицы Хан Хэрдиг и побратимства с собакой Гуниг. Отсутствует сюжетное звено о дорожных приключениях, оно переместилось в первую часть улигера. В героическом сказании «Сэмнэг Мэргэн хубуун» развитие получает тема борьбы героя с противником из-за похищенной жены. На пути к суженой героя подстерегают различные приключения. Сэмнэг Мэргэн, преследуя хищных воронов, попадает к старухе. После трехдневного пленения он побеждает ее, а затем вступает в сражение с мангадхаем. Прибыв к будущему тестю, он женится на его дочери без традиционных испытаний жениха.

Развитие второго сюжетного действия начинается с действий старухи, которая убивает богатыря и уводит его жену к другому богатырю. Жена героя противится выдаче ее замуж за другого, и ее закрывают в амбаре. Герой, воскресший с помощью побратима Шагжа Мэргэна, идет освобождать жену. Сэмнэг Мэргэн передает золотое кольцо жене, сообщая о своем прибытии. Герой появляется во время пира, устроенного в связи с предстоящим браком его жены с Харжи Муя. Сказочный характер эпизода освобождения героини сказался на развязке улигерного действия: муж освобождает жену без боя, «жених» убегает в лес, а отец его прячется в стоге сена. Затем следует наказание виновников. Вернув жену, Сэмнэг Мэргэн вместе с побратимом совершает еще один поход против мангадхая, разорившего и разграбившего в его отсутствие усадьбу. Заканчивается улигер возвращением героя с победой.

Усиление героики сказалось на развитии и трансформации традиционного мотива испытания жениха. Например, герой улигера «Хату Хара хан» едет к суженой, сообщившей о сватовстве к ней мангадхая. Все необходимое для поездки: богатырского коня, одежду, вооружение — дает богатырю его дядя. Герой преодолевает препятствия в пути, побеждает мангадхая и получает руку невесты. Таким образом, жених выступает в данном случае одновременно в роли жениха и освободителя.

Некоторые сюжеты целиком состоят из эпизодов борьбы героя с чудовищами. Действие в «Нашан Хуйхэр Мэргэне» начинается с выезда героя к стадам. Там он обнаруживает пропажу скота. Герой побеждает похитителя — мангадхая, но погибает от кожемялки в руках его жены. Конь прячет тело хозяина в расщелине скалы. Богатыря оживляют его небесные сестры, и он возвращается домой.

В начале повествования сохранена традиционная структура (выезд, смерть героя), но содержание и характер действий получают иную окраску. Отсутствие в улигере мотива сватовства предопределило трактовку традиционного содержания в плане героического подвига. Так, например, Нашан Мэргэн узнает в книге судеб о местонахождении богатырского коня, а в сюжете о сватовстве это способствует выяснению места жительства суженой и ее личности. Вторую поездку богатырь совершает против мангадхайки, совершившей злодеяния над ним. Герой с трудом побеждает ее сына, уничтожив его «душу».

Следующий поход Нашан Хуйхэр совершает на Лобсоголдоя, разграбившего его дом. В схватке с ним на помощь герою приходят баторы Гэсэра. Их появление мотивируется тем, что в плену у Лобсоголдоя находится Гэсэр. Заключительный эпизод улигера составляет отрывок из «Гэсэра» (сцена освобождения богатыря Гэсэра). Улигер заканчивается сообщением о женитьбе Нашан Хуйхэр Мэргзна на суженой.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: