Роль сестры в сюжете улигеров

Постепенно роль сестры в сюжетах улигеров становится более скромной. В ряде улигеров о сватовстве сестра теряет функцию добывателя суженой для брата. В них герой сам отправляется за невестой, но в пути погибает. Сестре же его приходится готовить себя и закаливать свое тело, чтобы приобрести богатырские качества, или же доказывать свое право на поездку за суженой-воскресительницей в состязании с другими претендентами — мужчинами (улигеры «Эржэн Мэргэн хубун», «Алтай Сэгсэ хубун»).

Усиление роли героя-мужчины в развертывании сюжетного действия, наделение его богатырскими качествами закономерно ведет к ослаблению роли сестры. Героическое сватовство становится делом мужчины. Однако перестройка сюжетной структуры происходит не сразу. Герой продолжает традиционно умирать, о чем свидетельствует содержание улигера «Гунхабай Мэргэн». Сестра, воскресив брата, отправившегося к суженой и погибшего в пути, возвращается домой.

Гунхабай Мэргэн сам совершает поход за суженой. Победив соперников в борьбе и конных скачках, он женится и возвращается с женой в родные места. Затем происходит сражение с Гал Дулэн ханом, разорившим и разграбившим его владения. Здесь вновь встречается эпизод из «Гэсэра», включенный в сюжет улигера в качестве его продолжения. Прибыв на место сражения, Гунхабай Мэргэн видит, что с Гал Дулэн ханом сражается Гэсэр с баторами. О Гунхабае Мэргэне сказитель как бы забывает, рассказывает далее о том, как Гэсэр с баторами побеждает врага. Улигер заканчивается возвращением Гунхабая Мэргэна домой.

С дальнейшей эволюцией сюжета сестра теряет функцию спасительницы. Эта роль переходит к богатырскому коню. Когда Нашан Хуйхэр Мэргэн, герой одноименного улигера, погибает от удара скребка, нанесенного мангадхайкой, конь прячет тело хозяина на горе. Затем он поднимается на небо к сестре героя и рассказывает о случившемся. Воскресший Нашан Хуйхэр Мэргэн сам совершает брачную поездку.

Возвышение героя, обретение им богатырских качеств ведет к усилению мотива борьбы его с противниками, с которого начинается вторая линия в сюжетной структуре улигеров. Однако брачная тематика в этих сказаниях остается ведущей.

Сюжет, рисующий подвиги женщины, сестры героя, исторически восходит к далеким временам, когда женщина занимала высокое место в обществе. Установление патриархата, пришедшего на смену матриархату, отражается в эпосе утверждением роли богатыря-мужчины. Смена эта происходит в драматической борьбе между женскими и мужскими институтами в обществе.

Сохранились улигеры, сюжеты которых построены на антагонизме сестры и брата. Героиня из улигера «Харасгай Мэргэн» убивает брата, чтобы выйти замуж. Богатырь, воскресший с помощью небесных дев-сестер, жестоко наказывает свою сестру. Дальнейшие события в сюжете связаны с брачным походом самого героя. К сестре Шонходоя («Хэсуу бэрхэ Шонходэй» — «Шонходой удалой») сватается 95-головый мангадхай. По совету чудовищ-мангадхаев сестра притворяется больной и посылает брата с трудными поручениями на верную гибель. Доставая перо птицы Хан Хэрдиг, Шонходой погибает. Воскрешает его собака Гуриг, ставшая его побратимом. Вернувшись, брат прибивает сестру к громадной сосне, а затем расправляется с мангадхаем.

В дальнейшем происходит ослабление первоначального мотива непримиримости между братом и сестрой. Процесс этот иллюстрирует улигер, записанный в Боханском районе. Сестра Харасгая Мэргэна отравляет брата, чтобы получить возможность выйти замуж. Конь сообщает небожителям о гибели богатыря, и те оживляют его. Сестра признает свою вину, и богатырь предлагает ей самой выбрать себе наказание. Харасгай Мэргэн не убивает виновницу, а заставляет ее наполнить котел слезами и тем искупить свою вину. Затем по просьбе жены богатырь отменяет и это наказание.

Постепенно сестра богатыря становится пассивным персонажем в улигере или же совсем исчезает из поля зрения.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: