Кони в улигерах

Среди помощников героя в улигерах совершенно особое место занимает его верный конь. Выдвижение коня в ряды основных персонажей улигера, наделение его незаурядными качествами, утверждение неразрывной связи богатыря с его конем — свидетельство исключительного места и значения коня в традиционных условиях жизни бурят.

Весьма развитый культ коня у кочевых тюркских и монгольских народностей вызван особой ролью коня среди домашних животных: «Для развития общественно-экономических отношений у степных народов в прошлом огромное значение имело коневодство, а конница представляла элиту войска. Поэтому в их эпосе нашло яркое отражение все то, что связано с главным героем — всадником-батыром — и с его конем».

Всестороннему освещению образа коня в эпосе тюрко-монгольских народов посвящен труд Р. Л. Липец «Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе». Исследователь справедливо усматривает в вещих свойствах и функциях коня связь с тотемизмом. В эхирит-булагатских улигерах нет прямого показа коня как предка, но он выступает в качестве воспитателя детей, покровителя, спасителя и советчика. Так, конь Еренсея спасает от гибели его малолетних детей и присматривает за ними.

Важное место принадлежит коню в улигерных сюжетах о сватовстве. Он указывает на местонахождение невесты, помогает жениху в преодолении трудных испытаний. В улигерах, где сестра оказывается виновной в гибели брата или она не функционирует сюжетно, важная роль в воскрешении героя отводится богатырскому коню. Он обманом привозит деву-воскресительницу или же сообщает о гибели героя его небесным сестрам.

Богатырский конь в улигерах

Чудесный конь участвует и в боевых походах богатыря. Описанию приготовления коня перед походом, закаливанию, седланию в улигере отводится значительное место. Оно стало одним из типических мест в эпосе. Непосредственное участие боевых коней в поединке или сражении в эхирит-булагатских сказаниях не отражено, оно встречается в стадиально поздних эпических произведениях.

Мотив получения коня и укрощения его появляется в повествованиях с развернутой эпической биографией богатыря и непосредственно связан с мотивом наречения имени. В мотиве приручения происходит своего рода испытание коня и богатыря. Богатырский конь старается сбросить седока и, только почувствовав его силу и ловкость, признает в нем своего хозяина, становится послушным. С этого момента конь — незаменимый друг и помощник во всех делах богатыря.

Мотив укрощения коня может быть преемственно связан с мотивами приручения зооморфных покровителей и побратимства с «благодарными» животными. Часто богатырскому коню приписывается небесное происхождение. Богатырь просит перед походом у небожителей коня вместе со снаряжением и воинскими принадлежностями. Внешность такого коня гиперболизирована.

Масти коней

В улигере всегда обозначена масть коня, она несет в себе характеризующий, оценочный момент. Небесные кони наделены эпитетами: хуйлэн хухэ морин — серый конь, уулэн хухэ морин — облачно-сивый конь, огторгойн юhэн хухэ мориной отхон хухэ морин — меньший среди небесных сивых коней, мэшэн соохор морин — звездно-пестрый конь, наран гэрэл морин — лучезарный конь.

У богатырей и их суженых самые разномастные кони: бэльгэн хээр морин — вещий гнедой конь, шарага — соловый, зээрдэ — рыжий, соохор — пестрый. Если масть небесных коней несколько необычна (голубой конь), то земные кони наделены обычными распространенными чертами и свойствами. Масть коня имеет нагрузку и оценочную. Так, небесный старец Зарлиг Саган скачет на белом коне (гойрхон сагаан морин), а мангадхаи, чудовища ездят обычно на жеребцах темной масти и интенсивной окраски: «хайсан хара азарга» — черный, как сажа, жеребец, «шупан зээрдэ» — кроваво-рыжий.

В качестве ездового животного в улигерах используется и бык. Еренсей выезжает из дому к своим стадам на красном громадном быке с рогами в шестьдесят саженей (ёрон алда эбэртэй ёоргой улаан буха). Старуха-чудовище имеет чалого коня-быка (буха буурал морин).

Во многих архаичных улигерах, как, например, во вступительной части «Айдурай Мэргэна», говорится, что герой обладает несметным числом табунов и скота, однако, в дальнейшем это не получает конкретного раскрытия. В поздних записях эпоса появляется мотив угона скота у героя, выступающий причиной борьбы с чудовищами-мангадхаями и чужеземными ханами. Перечисляются разные виды животных: крупный рогатый скот, овцы, козы и лошади. У каждого отдельного стада свой главный жеребец, баран, козел и бык. Попав на чужбину, они тоскуют по родной земле, герой встречает их измученных, голодных, жалующихся на плохое обращение нового хозяина.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: