Эхирит-булагатские улигеры

гэсэр, картина гэсэр

«Гэсэр спускается на землю». Картина Александры Сахаровской

В системе повествовательного фольклора бурят видное место занимает героический эпос. В типовых эпических сюжетах и образах в специфической форме нашли отражение историческая жизнь народа, его мироощущение, обычаи, вековые мечты и чаяния.

Как известно, бурятский героический эпос отличается широтой типологического диапазона, что позволяет выделить в нем несколько стадиальных образований: эхирит-булагатский, унгинский и хоринский.

Данная классификация основывается на особенностях эпических традиций трех больших родоплеменных групп бурят, разделенных территориально и различающихся своими природными, хозяйственными и историческими условиями.

Группа эхирит-булагатских улигеров характеризуется наличием весьма архаических черт и рассматривается как ранний этап эпического творчества бурят, поэтому вполне закономерны пристальное внимание и частое обращение исследователей к данному материалу для постановки и разрешения сложных проблем, связанных с генезисом, историческим развитием, типологией эпоса монгольских народов.

Общий характер эхирит-булагатского эпоса установлен довольно обстоятельно. Сюжеты и образы этой группы рассматриваются в контексте проблем генезиса и развития бурятских улигеров. В центре внимания исследователей находились улигеры «Абай Гэсэр хубун», «Аламжи Мэргэн», «Еренсей», «Айдурай Мэргэн». Сюжетно-тематический строй, основные персонажи, мотивы данных произведений получили наиболее полное освещение.

Изучение эхирит-булагатского эпоса со стороны эволюции сюжетов, развития основных мотивов, особенностей сюжетосложения, выявления типологии развития образов строится на базе общей теории зпосоведения. Принципиальное значение имеют фундаментальные исследования В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, посвященные проблемам генезиса, типологии ранних форм героического эпоса.

Теоретический анализ и обобщение исследований по эпосу со стадиально-типологической проблематикой проделаны Б. Н. Путиловым. «Можно считать доказанным, — пишет автор, — что ранние архаические виды эпоса — «мифологический эпос», «богатырская сказка», «догосударственный эпос» — являются порождением первобытно-родового общества, в них отражены борьба человека с природой и важнейшие завоевания в этой борьбе, межплеменные столкновения, здесь получили героическую реализацию традиционные первобытно-общинные нормы отношений, представления и идеалы первобытного коллектива. Изображение деяний первопредка, культурного героя, затем подвигов богатыря, темы героического сватовства, борьбы с чудовищами, родовой мести составляют главное содержание этих архаических сказаний».

Родовые черты архаических форм эпоса свойственны и эхирит-булагатской эпике, в которой преимущественную разработку получили темы сватовства и борьбы с чудовищами.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: