Дневник Полины Тигановой

Полина Тиганова вела дневники в течение нескольких лет. Судя по дневникам, Полина была человеком открытым, настроенным на диалог как на форму собеседования с миром. Все грани этого мира входили составной частью в ее сознание, помогали самоопределению, самооценке и оценке мира и других людей.

Мир дневников — конкретный мир Полины. Это ее город с суровыми морозами, промерзшими автобусами, зелеными или золотыми тополями, знакомым нарком. Это ее дом с любящими и любимыми родителями и родственниками. Конкретная школа, ее институт. Но этим миром не ограничивается круг интересов девочки. Он раздвигается, утрачивая реальные границы, потому что все чаще становятся встречи с искусством.

В дневниках — размышления о прочитанном, увиденном-услышанном. Ощущается самостоятельность взгляда, ярко выраженные личностные оценки. Будь это рисунки Нади Рушевой, книги Рериха или музыка Моцарта. Особое открытие — театр, в котором действуют персонажи, близкие и одновременно загадочные. Мир детства, мир кукол оживает и начинает действовать без подсказки взрослого кукловода. Подросшие дети имеют право на самостоятельные поступки и собственные ошибки. Знакомство с театром формирует отстраненный от реалий взгляд, дистанцию и более объективные оценки реалии.

Выбор книг подчиняется отчетливо выраженному внутреннему позыву: хочу все знать, все познать. Встреча с книгой утоляет такую естественную в отрочестве и юности жажду общения. Чтение для Полины — общение с писателем, раз общение — значит желание понять. Но кого? Себя или автора? Пожалуй, себя. Через диалог с другим найти ответы на собственные вопросы.

Герой (человек) должен обладать такими качествами как ум, обаяние, гордость, благородство, нежность, чувство собственного достоинства. Мир, с точки зрения юношеского максимализма, должен существовать по законам высшей справедливости. Общение с искусством: театром, музыкой, стихами сформировали ее возвышенный эстетический мир, нравственные идеалы и развили ее творческий дар.

Поэт Баир Дугаров писал: «А дневники поэта — это своего рода лаборатория поэтического слова, монолог Полины, обращенный к миру сквозь себя. Как нежно и тонко был устроен ее внутренний мир, и в какое он порою приходил смятение, соприкасаясь с суровой прозой нашей действительности. Полина интуитивно находила свой путь, ориентированный на вечные человеческие ценности, в свое время утраченные и до сих пор еще полностью не востребованные обществом.

Ее дневники — драгоценный документ поэтической души, духовных исканий человека в извечном борении с самим собой и несовершенством этого мира.

Это — по-своему уникальная книга, рожденная на исходе нынешнего столетия, сама просится в столетие грядущее. Думается, она и предназначена для этой миссии как памятник Полине Титановой и ее духовному бессмертью».

Читать дальше: 1 2 3

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: